ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ РДС



   






Контакты

214027,г.Смоленск,
ул.Лавочкина,д.40
Посмотреть на карте
тел/факс:8(4812) 41-64-00

Пн-Пт с 7:00 до 18:30
pravoslavsad4.ru kaplina-irina4@yandex.ru
Instagram: prav.sad4_smolensk


Родителям 

Все статьи 

УКЛАД ДЕТСКОГО САДА

Под Укладом детского сада мы понимаем установленный порядок жизни и функционирования ДОУ, включающий в себя идеологические, духовные (религиозные) , нравственные, моральные, этические, социальные, культурные, бытовые, традиционные устои.

Устои –это основополагающее начало, направленное на выстраивание модели поведения человека (ребенка) в разных сферах его жизни и деятельности.

Ребенок, рожденный в цивилизации является частью общества .Он неизбежно становится включен во все сферы жизни этого общества.

Социум предполагает определенные правила и границы дозволенного в этом (данном) обществе , как следствие того , что люди, находящиеся внутри него имеют общий менталитет , общую культуру и традиции…а так же ограничивает свободу (вседозволенность) системой общепринятых норм поведения как всех его членов так и каждого в отдельности. Все это включено в представление о морали , которая направлена на построение отношений между людьми, на понимание добра и зла..
Важнейшей структурой морали является система ценностей , которая закладывается уже в детском возрасте. Целенаправленный процесс воспитания и образования способствует усвоению и закреплению системы ценностей . Строящаяся картина мира ребенка приобретает целостность и устойчивость. Как правило представления о ценностях сохраняются на всю жизнь.
Следует отметить , что система ценностей общества влияет на становление системы ценностей отдельной личности.

Базовые ценности формируются исходя из целей и задач ,которые стоят перед обществом ( государством, семьей, детским садом…) , являются отражением основополагающих потребностей общества. В конкретном обществе большинство людей определяют и разделяют те или иные ценности , поэтому система ценностей может меняться в зависимости от потребностей общества, вплоть до противоположной. Этому мы находим подтверждение историческими фактами. Поэтому понятие «общечеловеческие ценности» вряд ли будут действительно общими для всех.

С распадом СССР наша страна утратила национальную идею вместе с системой ценностей ,( которую сейчас мы выстраиваем). На этом фоне христианские православные ценности не претерпевали перемен и остаются идеалом и эталоном для верующих людей. Так «добро и зло» интерпретируются в разных государствах по разному ( «европейские ценности» в радикальном варианте не приемлемы в нашей стране) Христианские ценности проверены веками (одним из оснований являются Заповеди), им стремятся следовать , они для многих являются идеалом.

Фундаментальные ценности христианства несколько отличаются от системы ценностей светского государства : в основополагающей идее лежит постулат «Возлюби своего ближнего, как самого себя» и соборность, как совместный способ решения проблем и задач. Христианство определило , что в основе системы ценностей , наивысшей ценностью является абсолютное благо и любовь то ест Бог. Данный догмат лежит в основе христианской веры и мировоззрения.
Неоспоримой ценностью является сам человек с его отношением к ближним и миру в целом , то есть смысл жизни и «чаяния.. будущего века»
.

Путь к спасению ведет через совершенствование духовной жизни, через созидание: духовное и материальное (то , что человек хочет и умеет хорошо делать будет во благо одному и многим). То есть человек должен развивать свой потенциал, талант.

Основной целью работы детского сада является дать воспитанникам первичные представления о православном вероучении , что предполагает формирование религиозных чувств и сознания  на основе учета психологии  возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Уклад детского сада органично сочетает в себе светские и религиозные формы. Однако, для нас важно проповедовать христианскую систему ценностей , включающую в себя:

Базовые Ценности духовно-нравственного воспитания в ЧДОУ соответствуют христианской шкале ценностей: Бог; Иисус Христос; Святое Писание (Заповеди) ;Церковь - (тело Христово это люди ,объединенные вместе)-Человек ;Семья; Вера; Отечество; Соборность; Православные праздники; Познание; Добродетель ; Праведность; Святость ; Дружба (Любовь), Мир; Правда; Свобода выбора; Добро и зло; …

Инструментальные ценности – средства ,включающие формы поведения, позволяющие и помогающие приблизиться к пониманию Базовых ценностей и принятию их , как способа мировоззрения: молитва; пример Христа; наложение крестного знамения; нательный крестик ; посещение Храма ; икона ; таинство Причастия; исповедь; покаяние; понятие греха; религиозные атрибуты: свеча, лампада, ладан ; Святая вода; нравственность; дружелюбие; смирение; послушание; ответственность; терпение; благодарение; честность; пример Святых ;уважение ;забота ; помощь ; трудолюбие ; храбрость; помощь; обязанности ; уважение к возрасту; вежливость; умение делиться; соблюдение правил ; бережно относиться к природе и животным; создавать Красивое; творчество; чистота и опрятность; отношение к телу и здоровью; щедрость; действие в коллективе (соработничество)…

Мотивация – (в данном контексте) осознанная движущая сила , возникающая на основе усвоения детьми знаний о вероучении , которая активизирует и побуждает к действию внутренние позывы ребенка. У дошкольников еще только складывается представление о жизненных ценностях. Учитывая возрастные особенности детей взрослый (родитель , воспитатель)для них является носителем культуры , который своим примером показывает ребенку: способы деятельности ; отношение к ситуации; примеры межличностного общения; формирует представление о том , «что такое хорошо и что такое плохо»; является неоспоримым авторитетом ; влияет на формирование личности ребенка… Проявленный интерес к деятельности взрослого является внутренней мотивацией, желанием ребенка действовать , не испытывая сложности.

Здесь так же присутствуют ценностные ориентиры: искренность ; ответственность ; обязательность; воля; выбор важного (приоритеты) ; потребность в положительно направленном действии ;бескорыстие ( не ожидают награды); эмоции, чувства со знаком+; радость..
Очень важно закреплять в детях все эти ориентиры , направленные на развитие личности по образу и подобию , созидание своей жизни в будущем. Таким образом , мы формируем картину мира ребенка, где нет места дракам , жадности, порокам… Жизнь , конечно внесет свои коррективы, но «посеянные» семена добродетели, «не притоптанные» детские способности , дарованные Свыше обязательно дадут свои всходы (в той или иной ситуации)

Характер воспитательных процессов
Воспитание в ЧДОУ –это целенаправленный процесс действия педагога , направленный на развитие личности ребенка в христианских православных традициях. Наша задача приоткрыть это таинство христианской жизни , научить детей видеть добро и противиться злу. Все воспитание основано на христианских ценностях. Знания неразрывно связаны с воспитанием , потому что каждая частичка знаний начинает менять отношение к близким , к поступкам. Ребенок , получая знания начинает осознавать , когда он поступает хорошо, а когда плохо , и так складывается представление о нормах жизни. Поскольку наша педагогическая система христоцентрична , то все находится в орбите идеала Христа. Весь уклад детского сада – это христианская « история». Иконы, свечи , ладан , святая вода , поход в храм…все накладывает отпечаток на восприятие детей.
Воспитательная работа имеет системный характер , неразрывно связана с тематикой образовательного процесса. Христианство это и есть воспитание, это образ жизни , способ мышления , становление мировоззрения.. Ни одна образовательная задача по православному компоненту не обходится без решения вопроса воспитания. Уклад детского сада вбирает в себя и починяет себе все стороны жизни учреждения и всех его участников. Конфессиональная направленность деятельности ЧДОУ предполагает включение всех возрастных групп в систему жизни учреждения.
Учет возрастных особенностей – важнейшая составляющая всей работы. Учитывая возможности возраста , его новообразования , способ мышления…можно и нужно погружать в атмосферу уклада детей с ясельного возраста. Православие , как образ жизни «входит маленькими шагами» в жизнь малышей. В каждом возрастном периоде свои задачи. Нельзя отделить возрастом проживание религиозного опыта.

Ритуалы мы понимаем как ,установленный порядок в ЧДОУ часто повторяемых действий или событий , отражающих наши ценностные установки.

1.Наложение крестного знамения при виде иконы.
2.Пожелание «Доброго утра» и других частей суток.
3.Утреннее молитвенное правило с упоминанием всех родных , болящих…
4.Молитвы в течение дня ( просьба благословить на прогулку, перед занятием , перед трапезой; благодарение за хорошую погоду (всегда хорошая), после выполненного дела , после трапезы…)
5.Целование нательного крестика.
6.Чтение Акафистов
7.Чтение соборных молитв.(всем коллективом)
8.При выходе из детского сада на прогулку дети становятся перед иконой определенным образом , по ориентирам.
9. Дети ясельной группы выходят на прогулку только с колечками на веревке.(они держат их весь путь и не разбегаются)
10.Утром всегда проводится зарядка с детьми.
11.Дети ясельной группы входя в группу всегда целуются или обнимаются с воспитателем.
12.Соблюдение поста ;
13.Освещение меда, яблок ;
14.Окропление помещений святой водой ;
15.Воскурение ладана;
16.Зажжение свечи,лампады…..
17.Утренний кофе до прихода детей.

Традиции –это правила , события , которые являются результатом многолетнего опыта в детском саду , сохраняются ,уважаются и реализуются из год в год , объединяющие всех участников педагогического процесса общей идеей и направленностью.
1.Праздники:
- Приоритет отдается православным праздникам, поэтому отмечаем «Рождество Христово» , а не Новый год.
- Праздик праздников «Пасха» ,троекратный поцелуй, дарение крашенок
- Праздники православного календаря
- Праздничные службы в Храме
- Пирог на праздник
- Выпускной утренник с обязательным тортом с фейерверком
- Совместные чаепития

2.Поломничество
3.Сюрпризы именинникам, обязательно молебен заказать о здравии.
4.Хоровод на день рождения ребенка .
5. Дети изготавливают поделки к праздникам
6.Организация мероприятий совместно с родителями обязательно на «Пасху» и «Рождество»
7.На Масленницу дети с воспитателями пекут блины и угощают всех.