ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ РДС



   


Контакты

214027,г.Смоленск,
ул.Лавочкина,д.40
Посмотреть на карте
тел/факс:8(4812) 41-64-00

Пн-Пт с 7:00 до 18:30
pravoslavsad4.ru kaplina-irina4@yandex.ru
Instagram: prav.sad4_smolensk


Родителям 

Все статьи 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЕТСКИХ САДАХ

Детские сады известны еще с царских времен. Первые дошкольные заведения открылись в России в 19 веке. Причем воспитательная программа была заимствована у немцев. Тогда сады были платными, частными и недоступными для простого люда. И лишь в эпоху СССР они стали неотъемлемой частью советской жизни.
Система воспитания дошкольников в детском коллективе разработана немецким педагогом Фрёбелем. Он и основал в 1837-м в Германии первое заведение, ставшее впоследствии прототипом сегодняшних детских садов. Фрёбель считал нравственное воспитание фундаментом будущего светлого общества. Детсадовских воспитательниц Фребель именовал «садовницами». А дети, по мнению ученого, - божьи цветы, взращивать которые нужно с любовью. Детский сад, по замыслу основателя, должен был способствовать природному движению человеческих ростков.
Первые российские сады для обеспеченных воспитанников

По учению Фребеля «садовницы» поддерживали с детьми частые диалоги, образно описывали каждое окружающее явление, изучали с ними цвета при помощи шерстяных разноцветных шариков, использовали в образовательном процессе наглядные пособия - кубики, шарики и деревянные игрушки. Фребель первым обозначил детский сад, как заведение для свободного развития маленьких детей. Эта система завоевала популярность и в России.
В России первые платные дошкольные заведения появились в 1863-м в Петербурге. В одном заведении делали упор на развитие воображения, поэтому без сказок и живых бесед не проходил ни один день . И другое детское заведение отличалось творческими изысками. В газетах того времени его даже отмечали, как “разумнейший”.
Последующие 10 лет платные детские заведения появились в Воронеже, Смоленске, Иркутске, Москве,Тбилиси. Организация и направления воспитательной работы в этих садах полностью зависели от взглядов покровителя. В некоторых, преимущественно открытых российскими немцами, методично реализовывалась система Фребеля. В других же кураторы с воспитательницами искали новые векторы работы, критикуя немецкого педагога и следуя высказываниям Ушинского, Толстого и иных отечественных педагогов.
К примеру, в детском саду Петербурга уходили от строгого распорядка и регламентации, предоставляя воспитанникам возможность выбирать игры и занятия по своему вкусу под постоянным наблюдением “садовницы”. В теплое время года все активные развлечения проходили на природе - в цветочно-фруктовых садах, а зимой дети забавлялись ледяными горками. Воспитательницы приглашали понаблюдать за детьми родителей,параллельно давая им профессиональные советы для благоприятной атмосферы в доме.
Народные сады для бедных

Первый бесплатный народный детсад, доступный низшим слоям населения, был открыт в Петербурге в 1866-м при благотворительном «Обществе дешевых квартир» для отпрысков домработниц. Занятия там были организованы все по той же фребелевской системе. Самые старшие дошкольники изучали священное писание, молитвы, плели, рисовали и занимались аппликацией.
В народном саду оборудовали швейную мастерскую для пошива детского белья, прачечную, общую кухню и даже начальную школу для детей, родители которых работали на выезде. Старшие дети час в день элементарно обучались чтению и письму, а также беседам с педагогом. Не найдя отклика во властных кругах, просуществовавший несколько лет народный детский сад закрылся из-за безденежья.
Советский бум

Наиболее бурно система детских садов развивалась в России в советский период, когда была решена проблема централизованного финансирования. С первых лет существования СССР открылись десятки детских воспитательных учреждений. По задумке власть имущих молодая мама, как потенциальная работница, не должна была озадачиваться вопросом «с кем оставить ребенка».
Помимо того, что государственные детские сады брали на себя ответственность за воспитание детей с ясельного возраста, дошкольные заведения являлись первой ступенью среднего образования, что закреплялось Конституцией. Ясли и детский сад поначалу были отдельными друг от друга структурами (в ясли принимались дети в возрасте 2 месяцев, сад набирал воспитанников с 3 лет). В 1959 году эти подразделения объединили в одно учреждение, где была единая программа воспитания и обучения «от простого к сложному». Объединенный ясли-сад делился на семь групп – 3 ясельных и 4 детсадовских.
Частные детские сады в СССР не существовали. Все дошкольные заведения значились либо как государственные (муниципальные), либо считались ведомственными (курировались каким-то предприятием). Причем государством финансировалось не только повсеместное строительство детских садов, на и львиная доля остальных нужд. Все необходимые для воспитательного процесса игрушки, мебель, книги, посуда и прочее закупалось в необходимых объемах и постоянно обновлялось.
На родительские плечи ложились минимальные расходы на питание ребенка, размеры которых рассчитывались от совокупного семейного дохода. При этом малообеспеченные родители и многодетные семьи за детский сад не платили совсем.