Гармония религиозного, нравственного, эстетического воспитания
и развития дошкольников.
Заведующий ЧДОУ « Православный детский сад №4» Каплина И.В.
Вот уже 10 лет детский сад функционирует как конфессиональный – православный. Основная цель дошкольного учреждения: сохранить и передать воспитанникам основы традиций православия как неотъемлемой части жизни христианина, гражданина, как важную составляющую культурного наследия государства.
Более чем тысячелетняя история православной культуры свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России. Во время октябрьской революции часть исторического наследия была разрушена. Пострадала и православная церковь. Лишь в 90-е годы началось возрождение православия в России. В настоящее время взгляд на религию как на нечто отжившее и устаревшее повсеместно пересматривается. Религия и Церковь вновь становятся важной и неотъемлемой частью культуры.
Основная образовательная программа включает в себя 60 % светского компонента и 40% православного компонента, который успешно интегрируется в светский. Есть и занятия, которые включают в себя изучение Библейских сюжетов, событий, Заповедей, жизнь святых людей, Евангелие, изучение молитв. Разработана специальная программа православного компонента «Программа введения в православную культуру и вероучение». Цель программы – воцерковление и всестороннее формирование личности детей дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей, традиций Русской православной церкви.
Мы не готовим религиозных деятелей и хорошо понимаем, что после выпуска из детского сада многие воспитанники идут в обычные школы, где религиозный компонент не будет доминировать, а порой и вообще отсутствовать. Поэтому нам очень важно помочь детям встроиться в социальную систему без стресса.
При этом весь уклад детского сада направлен на гармоничное переплетение светской внешней формы воспитания и образования и православной парадигмы с учетом возрастных особенностей детей. Именно эта парадигма определяет эталон, идеал, к которому надо стремиться в вопросах религиозного (духовного), нравственного, эстетического развития. И этот идеал – Иисус Христос. В христианском миропонимании на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему.
В рамках НОД детей старших групп знакомят с Евангелием, а, следовательно, с личностью Христа. Педагоги рассказывают о Его жизни, о том чему учит Господь, но не механически, а проявляя творческие подходы, где задействованы личные переживания детей. Дети знакомятся с личностью Божией Матери, Ангелами, святыми и их добрыми делами. Системность и планомерность работы отражена в программе православного компонента.
Мы формируем у детей нравственный идеал Христа, стремление во всем походить на Него. Детям рассказывают о добрых делах Господа, как Он лечил людей, помогал им. Если ребенок принимает Христа, как пример, то он будет стараться любить Бога и людей как Христос; стараться исполнять Заповеди; прощать других, как прощал Он; требовательно относится к себе и добиваться мира со всеми, как завещал Он; помогать нуждающимся, любить семью, ближних; быть милосердным и сострадательным; забывать обиды и отвечать на зло – добром. Нравственность сама по себе не определяет духовное содержание. Для нас очень важно, чтобы все ценностные нравственные христианские установки стали внутренними качествами ребенка.
Вопросы эстетического воспитания неразрывно связаны с христианской парадигмой. Высшей ценностью христианской эстетики является духовный человек. Дети старших групп узнают то, что говорит Библия о творческой деятельности Бога, о существовании в природе красоты. То, что мы сотворены по образу и подобию Бога и это создание прекрасно. Значит человек – творец. Каждый может что-то сделать, создать для другого, например дети изготавливают подарки к празднику, украшают группу, высаживают рассаду на клумбы и т.д. – делают приятное другим людям, как учил Господь. Бог мог бы сотворить землю в темных тонах. Но мир цветной. Даже это вызывает радость и благодарность Богу за красоту окружающего мира, природы.
Важнейшее средство воспитания – живой пример, наглядный образец, следовательно, важна культура самого педагога во всех ее проявлениях. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам не воспитан. Очень важен профессионализм педагогов. В нашем детском саду этот вопрос решен. Все педагоги обучились в Смоленской духовной семинарии на катехизаторском отделении. Необходимо, чтобы педагоги разбирались в возрастной психологии. Вся образовательная и воспитательная деятельность в детском саду реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Особенности духовного, нравственного, эстетического развития детей в православном детском саду проявляются в совокупности и неразрывности друг от друга, где эталоном и идеалом является Иисус Христос.
Одной из важных направлений детского сада в решении вышеуказанных задач является создание предметной среды. Правильно созданная и организованная окружающая среда воздействует на ребенка и вызывает с его стороны ответные действия. Молитва является неотъемлемой частью в жизни наших детей. Так, зайдя в здание детского сада, входящего «встречает» икона Божие Матери. При виде иконы дети накладывают крестное знамение, читают тропарь. В каждой группе есть специальный уголок, где расположены иконы, церковная утварь: лампадки, свечи, ладан, литература христианской направленности. Мы прививаем детям уважительное, трепетное отношение к иконам, к святыням, к сохранению надлежащего порядка.
В детском саду есть правило: девочки в группе надевают платья, сарафаны. Это касается и сотрудников. Это один из способов закрепления гендерного различия. Постоянно проводится работа по модернизации и оформлению помещений, в которых находятся дети. Детский сад становится привлекательным.
Важное место в работе детского сада занимает выстраивание сотрудничества с родителями воспитанников. В последнее время детский сад пользуется популярностью. Если раньше отношение жителей было очень настороженным, их пугал конфессиональный статус, то сейчас потенциальные родители понимают важность и необходимость духовного воспитания. Впрочем, глубоко религиозных семей не так много. Религиозность большинства людей ограничивается формальным (или неформальным) соблюдением различных ритуалов. Это не является препятствием для принятия ребенка в детский сад. Воцерковление детей часто заканчивается воцерковлением родителей. Родители получают информацию, знания о христианских ценностях, о традициях Русской семьи.
К сожалению, родители наших воспитанников очень часто хотят передоверить свои воспитательные задачи воспитателю, наивно полагая, что без их участия ребенка воспитают «ангелом». Порой их семейные традиции резко отличаются от традиций воспитания в детском саду. И тогда нам остается уповать на то, что духовные зерна, посеянные в детские души, когда-нибудь дадут всходы.
Социум рассматривает нравственность как совокупность внешних правил. Ребенок может выучить правила поведения. Мы понимаем, если дети не будут обращены к духовному миру, если у них не возникнет внутренняя потребность общения с Богом, если они будут руководствоваться только формально понятыми запретами или нормами, то тогда воспитание не принесет результата. Опыт работы нашего детского сада показывает, что в ребенке можно воспитать эту внутреннюю потребность в нравственном поведении.
Есть еще одна проблема. Мало научить ребенка понимать добро, нужно еще научить его сопротивляться злому, греховному – искушениям. Как защитить ребенка от злого мира? Православие дает нам ответ на этот вопрос – это воспитать в ребенке «страха Божия». Это не страх наказания неведомой силой. А это страх обидеть Бога своими поступками. И если у ребенка выработать внутреннюю потребность творить добро, тогда ему не нужно будет напоминать о нравственности. В этом направлении нам предстоит серьезная и длительная работа.