Хотим мы этого или нет, а День святого Валентина завоевывает все больше симпатий у наших соотечественников. Происходит это не без помощи воспитателей и педагогов, которые активно популяризируют его среди малышей и школьников. А так ли нужен этот праздник нашим детям?
Подготовка к 14 февраля в детских коллективах идет полным ходом. На уроках технологии дети вырезают, вышивают и вылепляют сердечки всех мастей, чтобы сложить их потом в общешкольный «почтовый» ящик. В детских садах вовсю репетируют спектакли. И ладно бы на тему любви к мамам, папам или к человечеству в целом – нет! Самые настоящие любовные драмы разыгрываются на подмостках детсадовских сцен. Кроме того, в честь Дня всех влюбленных во многих садах планируется провести мини-конкурсы красоты, устроить почти настоящие рыцарские турниры, посоревноваться в исполнении серенад и поиграть в шуточные игры с чувственным подтекстом, если называть вещи своими именами.
Может быть, конкурсы «Стрела Амура» или «Разбитое сердце», проводимые в старшей группе детского сада, кому-то покажутся безобидным развлечением. Может, кого-то до слез растрогает мальчик в галстуке-бабочке, декламирующий: «Как снежинку на ладошке, ты согрей меня немножко, и увидишь, как я таю, как от счастья улетаю». Волосы дыбом встают от подобных перформансов. Здравый смысл подсказывает, что во всем этом явный перебор.
Объясните кто-нибудь, пожалуйста, зачем детям, половина из которых еще букву «Р» не выговаривает, нужны конкурсы с поцелуями (пусть и в щечку)? Наверное, для тренировки лицевых мышц? А обычай выбирать в школах «мистера Валентина» и «мисс Валентину» по количеству полученных ими сердечек? Видимо, для поддержания самооценки у общепризнанных красавчиков и красавиц? Или, может быть, для сплочения коллектива?
И хотя существует мнение, что отмечать вместе с детьми День влюбленных – это значит быть с ними «на одной волне», поддерживать с ними доверительные отношения и уважать их чувства, разве нет существенной доли лукавства в этих словах?
Разве уважать чьи-то чувства – это значит говорить о них вслух? И действительно ли серьезные переживания нуждаются в том, чтобы их выплескивали в общий «котел» под одобрение друзей и родителей с преподавателями? Да, сделать сувенирное сердечко своими руками – это здорово: и творческое мышление развивается, и мелкая моторика. К тому же это очень просто: сердцевидная форма любую безделушку сделает привлекательной, ее очень трудно испортить. Но значит ли это, что так же запросто стоит признаваться в любви? И откуда взялась тенденция открывать свои чувства сразу нескольким объектам симпатии?
Вот, например, ситуация, когда мама младшеклассника помогает ему вырезать сердечки из картона, попутно интересуясь, в какую из пяти своих пассий он больше всего влюблен. Вроде бы, сущий пустяк, но только на первый взгляд. Ведь одно дело симпатизировать нескольким девочкам одновременно (с кем не бывает в нежном возрасте?), а другое – признаваться в сердечной склонности каждой из них, получив на это санкцию от мамы.
Уже через год юный «донжуан» безо всякого материнского «благословения» справится с облегчением чувств в осязаемые формы, через два, вполне вероятно, осчастливит признаниями новых подружек. Вырезая с ребенком сердечки и в шутку поощряя его на обнажение чувств, мама учит его поверхностному отношению к любви.
А что такое любовь? Вернее, что знают о ней наши дети с подачи взрослых каждый февраль разгоняющих скуку на утренниках и школьных концертах, посвященных Дню святого Валентина? Да ничего не знают. Но зато чувствуют, как обесценивается само понятие «любовь» с каждым его упоминанием на подобных мероприятиях, с каждой «валентинкой», утонувшей в ворохе чужих любовных посланий. «Торгует чувством тот, что перед светом всю душу выставляет напоказ», - написал когда-то Уильям Шекспир и был прав. «Как человек ухитряется словами обесценить все на свете?» - спустя несколько веков вопрошал Джером Д. Сэлинджер и был прав в той же степени.
Мы же почему-то не слишком задумываемся о высоких материях. Поручили в школе выучить стишок про любовь – что ж, будем зубрить. Задали сделать пять «валентинок» – пожалуйста!
И все-таки, может быть, не стоит учить наших детей разменивать сердца на сердечки?