Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования.
Что оно означает?
СОБОРОВАНИЕ – ЭТО ТАИНСТВО, В КОТОРОМ ПРИ ПОМАЗАНИИ ТЕЛА ЕЛЕЕМ НА БОЛЬНОГО ПРИЗЫВАЕТСЯ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ, КОТОРАЯ ИСЦЕЛЯЕТ НЕМОЩИ ДУХОВНЫЕ И ТЕЛЕСНЫЕ. ТАИНСТВО НАЗЫВАЕТСЯ СОБОРОВАНИЕМ, ПОТОМУ ЧТО ЕГО В ИДЕАЛЕ ДОЛЖЕН СОВЕРШАТЬ «СОБОР» ИЗ СЕМИ СВЯЩЕННИКОВ.
История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом –елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.
В Церкви практика помазания отдельных членов тела первоначально установилась в IX веке. В чине Гоара того времени говорится, что священники, совершавшие таинство, помазывали по порядку чело, уши, руки больного. Из "Канона" Арсения Карф-ского (IX в.) видно, что тогда помазывались на главах чела (лбы) и чувствия, т.е. органы чувств. Окончательного определения, какие органы помазывать, долго не было. В XV веке по чину блаж. Симеона указано помазывать чело, чувственные органы на лице и руки. На основании же всей предшествующей практики при окончательном установлении формуляра св. елея в "Последовании" нашей Русской Церкви принято помазывать у больного в последовательном порядке: чело, ноздри, ланиты (щеки), уста, перси (грудь) и руки на обеих сторонах. Помазание всех этих жизненных органов тела и души имеет духовно-таинственный благодатный смысл и значение. Помазанием св. елея через эти части тела и органы сообщается всему существу человека благодатная сила таинства для исцеления всяких его немощей души и тела.
Но таинство подает помазуемому еще и отпущение грехов. Человек же согрешает и мыслями, и чувствованиями, и желаниями, и ощущениями, и словами, и действиями. Благодать очищения и отпущения грехов усвояется человеку через органы греха помазанием чела, груди, уст, рук и т. п. Очищая от грехов эти органы, св. елей освящает их, а через них — тело, душу и всего человека. Блаженный Симеон Фессалоникийский, разъясняя благодатное действие св. елея на отдельные органы, говорит: "Помазуется чело больного ради внутренних помыслов и действий", и еще: "Когда помазуется чело, то освящается ум, помазуется лицо — во освящение чувственных органов".
В настоящее время в Православной Церкви Елеопомазание при одном и том же Елеосвящении, одним и тем же освященным елеем, над одним и тем же больным, на одних и тех же органах его тела совершается по чинопоследованию семь раз.
В настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения. Елеосвящение имеет и сходство, и различие с таинством покаяния, собственно, в отношении к отпущению грехов. Сходство с покаянием состоит в том, что само Елеосвящение имеет покаянный характер, ибо елей освящается, как сказано в молитве о нем, в совершенное избавление недужного от грехов. В Елеосвящении содержатся молитвы, сходные с молитвами "Последования исповеди", а в молитвах св. помазания испрашивается недужному, действительно подается и в заключение чина пресвитерами объявляется отпущение грехов. Различие же с покаянием заключается в том, что в самом чине св. елея нет устной исповеди грехов перед пресвитерами, нет молитвы разрешительной от грехов. Здесь грехи недужного не удерживаются возложением на него епитимий, а отпускаются ему по молитвенному предстательству пресвитерства через помазание св. елеем.
Существо в обоих таинствах едино — отпущение грехов, но способы отпущения весьма различны. В покаянии отпускаются только грехи, без исцеления болезней, в Елеосвящении же исцеляются болезни с отпущением грехов.
Как происходит соборование?
В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания.
Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.
Возгласом "Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков" начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан.